При мысли о театральном кресле, первым на ум всегда приходит кресло, обитое бархатом (чаще всего, почему-то красным), но, оказывается, это далеко не единственная ткань, которую мебельщики используют для кресел. На заре эпохи того театра, каким мы привыкли видеть его сейчас, бархат был очень дорогой тканью, доступной исключительно богатым людям, бархат был воплощением роскоши и торжества. Эксклюзивность и дороговизна бархата заключались в необычайной трудоемкости и длительности его производства. Но индустриальная революция совершила переворот во многих отраслях, и в производстве тканей в том числе, поэтому бархатом сегодня никого не удивишь. Кресла театральные обивают самыми разнообразными материалами, такими как гобелен, флок, шеннил, жаккард, микрофибра. Каждый материал имеет свои свойства и свой неповторимый внешний вид.
Очень похож на бархат внешне флок – ткань из смеси хлопка и полиэстра (обычно это соотношение 64/36), ворс получается не за счет особого плетения, как на бархате, а наносится электростатическим способом. Ткань имеет бархатистую поверхность и выглядит довольно солидно. Флок чрезвычайно устойчив к высоким эксплуатационным нагрузкам, использование разных пропиток делает его водо- и грязеотталкивающим, поэтому кресла театральные, обитые флоком, не требуют сложного ухода, не выгорают и достаточно долго не вытираются.
Микрофибра – еще одна ткань, относящаяся к особенно надежным обивкам. Сотканная из особо тонких микроволокон, микрофибра мягкая на ощупь и бархатистая по фактуре, но при этом она очень прочна. Эта ткань имеет много неоспоримых достоинств, например она не впитывает воду и грязь, но отлично пропускает воздух. Кресла театральные, обитые микрофиброй, легко чистятся пылесосом или мягкой щеткой, не линяют, не выцветают и не протираются. Шелковистый блеск этой обивочной ткани сохраняется долгие годы, благодаря чему она выглядит как новая даже после длительного срока службы.
Еще одна обивочная ткань с ворсовой поверхностью – шеннил, получивший свое название от французского chenille — гусеница, потому что изготавливается из мохнатых как гусеница нитей. Пушистая шенниловая нить придает ткани особую мягкость, ее волокна состоят на 50% из синтетики и 50% - из хлопка. Благодаря такому составу, ткань очень прочная и плотная, имеет высокую износостойкость, но при этом по экологическим показателям и показателям комфортности близка к натуральным тканям. Шеннил практически не садится при сухой чистке, устойчив к воздействию света и к истиранию.
Жаккард, или искусственный шелк, также состоит из 50% синтетики и 50% натуральных волокон (обычно это хлопок, но может быть и лен, шерсть или натуральный шелк). В промышленных масштабах эта ткань стала изготавливаться в 1801 году, после того как Жозеф Мария Жаккар, изобрел жаккардовый ткацкий станок. Жаккард прочен и долговечен, устойчив к истиранию и слабо растягивается, не боится перепадов температур и хорошо сохраняет окраску. Кресла театральные с обивкой из жаккарда входят в категорию дорогостоящих, поскольку его производство весьма трудозатратно.
И, наконец, хоть и достаточно редко, но кресла театральные обивают гобеленом. Гобелен необычайно красив, его расцветки многообразны, эта натуральная обивочная ткань из хлопка весьма износостойкая. Иногда при производстве гобелена добавляют синтетические волокна, что еще больше увеличивает износостойкость. Эта обивочная ткань может подвергаться химчистке и стирке, она не выгорает и не способствует образованию пыли, а специальные пропитки делают гобелен еще более устойчивым к загрязнениям, поэтому уход за обитыми гобеленом креслами может долгое время сводиться к обычной чистке пылесосом.