XX век существенно расширил понятие «театральное кресло», если раньше оно могло означать только кресла, использовавшиеся в зрительном зале театра, то сейчас в данную категорию попадают и кресла, которыми оборудую конференц-залы, и кресла для залов кинотеатра, и даже жесткие кресла с откидными сиденьями для больших лекционных аудиторий в университетах тоже относятся к категории театральных кресел.
И вот в чем парадокс: за всю многолетнюю историю существования этого вида мебели, при всей востребованности, в России не было крупных производств, которые специализировались бы на выпуске театральных кресел. Кресла делали на заказ, в основном этим занимались столярные мастерские и артели, а потому и такое понятие как «театральные кресла от производителя» не отражало в полной мере того, что это были за производители, поскольку кресла не являлись их профильной продукцией. О специальных технологиях или эргономике речи не было.
Современные театральные кресла от производителя – понятие совсем иного порядка, поскольку подразумевает продукцию предприятия, профессионально занимающегося изготовлением именно этого вида мебели. Столярный цех прошлого века мало сравним с современным заводом по производству театральных кресел, который представляет собой целый производственный комплекс с цехами, оснащенными современным высокотехнологичным оборудованием. Каждая отдельная составная часть кресла изготавливается в отдельном цехе, при чем производство включает в себя полный цикл, закупаются только сырье и крепежные элементы.
Впрочем, таких заводов всего несколько, гораздо чаще театральные кресла от производителя – это продукция небольших производств, работающих по принципу кооперации. Например, одно производство специализируется на металлических частях, второе осуществляет гнутоклеенные операции, третье – изготавливает мягкие части и осуществляет сборку готовых кресел. Получается, что производство изготавливает самостоятельно несколько узлов, а остальные части закупает у производителя-партнера.
Такая организация производства театральных кресел имеет свои преимущества. Прежде всего, это выгодно для самих производителей, потому что отпадает необходимость в содержании множества цехов различной специализации и закупке большого количества дорогостоящего оборудования. Так производитель может повысить рентабельность и сделать цену на свою продукцию доступной более широкому кругу покупателей. Выгодно это и для конченого потребителя, поскольку такая узкая специализация позволяет довести до совершенства каждую отдельно взятую деталь кресла, что крайне положительно сказывается на качестве готового изделия. Даже незаметные внешне, различия качества с, допустим, изделием небольшого производства полного цикла с дешевым оборудованием, обязательно проявятся в ходе эксплуатации, оказывая влияние и на комфорт, и на внешний вид кресел, и на длительность срока их службы.
Современные производства театральных кресел имеют собственные модельные ряды и свои узнаваемые дизайнерские разработки, поэтому театральные кресла от производителя – это еще и определенный стиль. Ознакомившись с основными стилевыми направлениями той или иной компании, можно уверенно подбирать кресла в соответствии с выбранной концепцией помещения, с особенностями его интерьера. Узнаваемый стиль – это еще и статус, он поднимает продукцию данного производителя на качественно новый уровень. Лучший пример тому – итальянские театральные кресла, здесь даже название фирмы для широкой публики не принципиально, главное, что, войдя в зрительный зал, человек отметит про себя: «О, это Италия!», и этого будет достаточно для положительного впечатления от интерьера в целом.