История театральных кресел началась давно, еще в те далекие времена, когда представление устраивали во дворе замка и зрители сами сооружали подобие зрительного зала с помощью обычных стульев и кресел. Вплоть до XIX века главными показателями для кресел были не удобство и эргономика, а роскошный внешний вид и близость к сцене. Для обивки использовались дорогие ткани, кресла декорировали деревом ценных пород и даже золотом, делая их одним целым с интерьером зрительного зала. И сегодня театральные кресла не перестают отличаться роскошным обликом, однако этот показатель отошел на второй план. Теперь при выборе кресел гораздо больше внимания уделяют тому, что у них внутри.
Самым важным параметром, по которому выбирают театральные кресла, остается ткань обивки. От нее зависит не только внешний вид, но и прочность, и долговечность кресел. Так, плотность ткани, которой обиты театральные кресла, должна быть не менее 230 г/м?, что соответствует европейским стандартам. Кроме этого, ткань должна быть огнестойкой, ведь именно этот материал является одним из наиболее способствующих распространению огня в случае пожара. Мировой стандарт для кресел – ткани с логотипом «TREVIRA CS», которые имеют самые высокие противопожарные характеристики (класс М1). Помимо этого, обивочная ткань должна соответствовать таким характеристикам, как разрывная нагрузка не менее 420 Н, абразивная стойкость от 25000 циклов и светостойкость от 5-7 баллов.
Однако, сама ткань – это еще не все. Важен и метод обтяжки кресел. Театральные кресла могут обтягиваться тремя методами:
- моноблок система
- униблок система
- интегральная система
Все три системы явились результатом поиска компромисса между дизайном рисунка и формы спинки и легкостью замены ткани в случае ее повреждения. При использовании моноблок системы ткань присоединяется к наполнителю термообтяжкой и удерживается на специальных застежках, благодаря чему заменять обивку можно легко и быстро. Униблок, наоборот, подразумевает использование пресс-формы, где ткань и полиуретан объединяются в единое целое. Способ хорош для создания рельефных рисунков на спинке кресла, но если элементы тканевой обшивки повреждаются, приходится полностью заменять сиденье или спинку. Интегральная система обтяжки сочетает технологические особенности двух вышеприведенных систем.
Поскольку комфорт для театральных кресел очень важен, это обычно мягкие кресла. Внутреннюю структуру такого кресла составляет полиуретан, хотя многие российские и некоторые зарубежные производители используют для внутреннего наполнения листовой поролон. Это удешевляет конструкцию, но в отличие от холодного вспененного полиуретана, поролон не соответствует европейским стандартам плотности наполнителя и стойкости к огню. Плотность полиуретана не ниже 65 кг/м?, благодаря чему в процессе эксплуатации не появляются вмятины и продавленности, тогда как театральные кресла с наполнителем из листового поролона меньшей плотности теряют со временем эстетичный внешний вид. Кроме того, полиуретан, используемый для производства кресел, обладает свойствами самогашения пламени при возгорании.
Запас прочности театрального кресла зависит и от того, какая несущая конструкция была выбрана при его производстве. Это может быть деревянный каркас, полипропиленовый (пластиковый) каркас, а также каркасы из стального коробчатого профиля или из стального профиля с пружинными системами. Иногда используются каркасы смешанного типа. Не будем забывать, что материалы, из которых изготовлено кресло, влияют на его акустические свойства, и при их выборе обязательно учитывается специфика дальнейшего использования кресла. Но если принципиальной разницы нет, то несущие элементы из стального коробчатого профиля с пружинными системами – самый рациональный выбор.