Очень часто к нам обращаются заказчики с вопросом по изготовлению сцены. Как правило, это фирмы специализирующиеся на поставке офисной мебели или оборудования. Очень часто разговор между нашим менеджером и заказчиком строится на «непонятном языке».
Для исключения подобных ситуаций мы публикуем цикл статей, позволяющих оперировать одинаковыми терминами и позволяющих адекватно разговаривать о ценовой политике. Что необходимо знать заказчику, который пытается провести сделку с театром?
Рассмотрим основные понятия устройства сцены. Хочу сразу оговорится, речь будет идти о профессиональных сценах, никоим образом не о сценах актовых залов в школах или гимназиях, сценах для выступления в ресторане или банкетном зале. О них поговорим отдельно и в других статьях.
Устройство сцены.
-
Арьерсцена. Это задняя часть сцены, которая используется в качестве резервного помещения для хранения декораций.
-
Колосники. Колосниками сцены называется верхняя часть, которая расположенная над планшетом сцены. Основным элементом колосников является настил из брусьев, которые монтируются на определенном расстоянии друг от друга. Такое положение брусьев необходимо для осуществления подъема либо спуска декораций или других элементов необходимых для оформления спектакля. Над и под колосниками смонтированы блоки для системы подвижных тросов, расположено осветительное оборудование и все то, что используется в процессе постановки и необходимо убрать, сделать невидимым для глаз зрителя.
-
Планшет сцены. Это пол расположенный в сценической коробке. Укладка такого пола ведётся таким образом, чтобы в нем не было щелей. Это требование в первую очередь связанно с охраной здоровья актёров играющих на сцене, с безопасностью для их ног. Очень часто и как правило в драматических театрах планшет изготавливают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая так называемая «малая механизация сцены» используется для решения творческих задач режиссёра-постановщика.
-
Кольцо-круг. Наверное одним из самых главных элементов машинерии на игровой сцене считается круг, который врезан в планшет сцены и вращается заподлицо с неподвижной частью планшета. В последние годы в сценической машинерии используется еще и кольцо. Кольцо вращается вместе с кругом, если оно закреплено с помощью соответствующих креплений. Если в таком вращении нет необходимости, то есть возможность вращения автономно от круга. Такая сложная конструкция помогает решить и реализовать сценографические идеи художника и режиссера. Эффектно выглядит когда в процессе постановки круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. Если грамотно использовать эти возможности, можно в процессе спектакля создать интересные видеоэффекты.
-
Авансцена. Так называется часть сцены, которая немного выдвинута в сторону зрительного зала. В драматических театрах используется в качестве места действия для небольших сцен при закрытом занавесе, являющихся связующим звеном между основными картинами спектакля.
-
Карман. Это служебные помещения расположенные по обеим сторонам сценической коробки, которые, во-первых, могут использоваться для хранения элементов сценического оформления используемых в спектакле, во-вторых, для монтажа движущихся фурок, на которые собираются нужные декорации для дальнейшей подачи на сцену, чтобы на их фоне была возможность сыграть следующий эпизод постановки. Таким образом, пока в спектакле задействуют левую фурку, правую загружают для следующего эпизода. Такая технология позволяет обеспечить динамичность смены «места действия».
-
Кулисы. В театре так называют часть подвесной декорации, которая входит в состав «одежды сцены». Кулисы располагаются по бокам сценической коробки. Расположение параллельное или под углом к порталу, они ограничивают игровое пространство, маскируя стоящие по бокам сцены декорации, а так же прикрывают боковые пространства сцены, в котором скрывается техническое и осветительное оборудование, и артисты которые готовятся к выходу на сцену.
-
Портал сцены. Это вырезы в передней стене сцены, которые отделяют ее от зрительного зала. Левый и правый порталы образуют так называемое, зеркало сцены. Кроме стационарных каменных, как правило, на сцене есть ещё два подвижных. С помощью подвижных порталов, сцена может менять свою конфигурацию и сокращаться в размерах.
-
Зеркало сцены. Это проем в архитектурном портале, который отделяет сценическую коробку от зрительного зала.
-
Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах.
-
Штанкет. Это деталь сценического механизма в виде штанги от левого до правого мостика, на которой опускают и поднимают закрепленные к ней элементы декораций. Штанкеты бывают как с ручным, так и с электрическим приводом.
-
Софит. Это ряд светильников, которые собираются в определенной запрограммированной последовательности. Софиты освещают направленным светом планшет или задник, зрительный зал, или разные части сценической коробки.
-
Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, который предназначен скрывать от взгляда зрителей осветительные приборы, которые смонтированы на сцене и используются для освещения сцены.
- Просцениум. Это часть сценического пространства расположенного перед занавесом. Используется для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.
Надеемся, что теперь, разобравшись в основных терминах мы будем понимать друг друга при обсуждении заказов. В последующей статье мы более детально разберем, что такое планшет сцены, откуда берется такая высокая стоимость и чем он отличается от обычного пола в понятии простого обывателя.