Последнее время все чаще и чаще начали поступать обращения от руководителей Домов культуры, разных бюджетных учреждений имеющих у себя либо концертный зал, либо оборудованный сценой конференц-зал.
Суть обращений заключается в следующем, есть ли у нас возможность провести реставрацию планшета сцены. Как правило, жалобы одни и те же, скрипит сцена, появились щели, актеры коллектива постоянно спотыкаются так, как часть настила планшета повело.
Есть хорошая поговорка «скупой платит дважды, а не думающий – постоянно». Такой планшет сцены, как правило, не подлежит реконструкции, практически в 95% случаев требуется полная замена. Чаще всего, руководитель после таких заключений глубоко задумывается или начинает возмущаться – у нас новая сцена, которую смонтировали только год назад.
Что можно ответить человеку, попавшему в такую ситуацию? Если не кривить душой – только посочувствовать. Погоня за экономией, очень часто заканчивается именно таким поворотом событий.
Почему такое происходит всё чаще и чаще? Всё просто, изготовление планшета сцены заказчик отдает строителю выполняющему ремонт театрального или конференц-зала. Если сам заказчик разбирается в сути этого вопроса, то такая ситуация не возникнет Он получит то, что заказывал.
Данной статьёй, мы не агитируем заказчика изготовить планшет сцены именно в нашей компании, мы пытаемся рассказать на какие моменты необходимо обратить внимание при приёмке или в ходе выполнения работ, что бы избежать подобных ситуаций.
Проблема в том, что планшет сцены строителями воспринимается как настил обычного пола. Набросали пусть и хороших досок и проблема решена. Это абсолютно не так. Планшет сцены это серьёзное инженерное сооружение, требование к которому прописаны и в ГОСТах и в «Правилах охраны труда в театрах и концертных залах».
С такой проблемой не сталкиваются никогда руководители серьёзных сценических площадок и театров. Они к этому вопросу подходят очень тщательно. Эта проблема возникает, как правило, у директоров школ, имеющих актовый зал или руководителей небольших Домов Культуры.
В чем же основная проблема в ситуации, когда изготовление планшета сцены отдано на откуп строителям? Начнем, наверное, с самых основных ошибок, точнее не ошибок, а попыток сэкономить на этом элементе.
Итак, настил для планшета сцены должен изготавливаться из мелкослойной сосновой древесины, не имеющей пороков. Пиломатериал должен иметь влажность не менее 12%. Толщина пиломатериала не менее 60 мм, ширина от 70 до 120 мм. Расположение слоев древесины в пиломатериале для планшета сцены в обязательном порядке должно быть вертикальным по отношению к плоскости планшета.
Теперь разберем, казалось бы, такие простые требования.
Настил для планшета сцены должен изготавливаться из мелкослойной сосновой древесины, не имеющей пороков.
Мелкослойная сосновая древесина произрастает только в двух областях России. Как правило, подрядчик даже не напрягается по поводу этого требования. Лес покупается на ближайшем доступном рынке. Идеальным вариантом будет, если брус будет куплен у поставщика хотя бы после промышленной сушки. Зачастую и это не делается, приобретается пиломатериал для планшета сцены, который, высушен, якобы методом естественной сушки.
Пиломатериал для планшета сцены должен иметь влажность не менее 12
Это как раз пункт, о котором было сказано выше. Влажность 12% можно получить только в том случае, если лес был высушен в специальных сушильных камерах. Лес именно с такой влажностью должен использоваться для изготовления планшета сцены. Хочу повториться, у поставщиков пиломатериалов можно купить сосну произрастающую в данном регионе, но ГОСТ строго регламентирует, что это должна быть мелкослойная древесина.
Толщина пиломатериала для планшета сцены не менее 60 мм, ширина от 70 до 120 мм. Расположение слоев древесины в пиломатериале для планшета сцены в обязательном порядке должно быть вертикальным по отношению к плоскости планшета.
Как правило, это пункт игнорируется всегда, когда есть проблемы с эксплуатацией сцены. Толщина пиломатериала 60 мм при ширина 70 – 120 мм практически никогда не встречается в свободной продаже. В лучшем случае, подрядчик закажет спецраспил, выдержит заданный параметр, но, как правило, это никогда не делается так, как при таких параметрах и требованиях к распилу чистый выход такого пиломатериал 20%. То есть, что бы получить пиломатериал, подходящий по всем требованиям для изготовления планшета сцены площадью 230 м2, необходимо закупить 110-115 м3 круглого леса.
Кто из строителей пойдёт на это, если этот объект допустим не известный по всей стране театр, а обычный провинциальный Дворец культуры? Правильно – практически никто. В лучшем случае уложат планшет сцены из обычной доски толщиной 40-50 мм.
Можно ли в такой ситуации обвинять подрядчика? Я думаю, нет, если сам заказчик не понимает этих требований или они не прописаны в документации, соответственно подрядчик считает, что он честно заработал свои деньги.
Планшет сцены он изготовил? Изготовил. Объект сдал? Сдал. Вот только людям, которые в дальнейшем эксплуатируют этот объект от этого не легче. Хотя на наш взгляд в этом виноват только заказчик, который отдал подряд на производство планшета сцены тому, кто не занимается профессионально такими работами. И увы, в дальнейшем помочь в таких ситуациях практически не реально.
Далее, что бы избежать и предостеречь заказчиков, которые ещё только собираются реконструировать или изготавливать новую сцену мы рассмотрим остальные параметры, которыми, как правило, пренебрегают подрядчики выполняющие реконструкцию.